Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Костерин А.М.

Жить в Многомирии

Эта статья задумана мною как приглашение читателю отправиться на освоение громадного неизведанного материка Многомирия. Это не словесный трюк и не завлекательная популяризация. Мне хотелось бы передать свое ощущение огромных неосвоенных пространств, таящих многие опасности, но сулящих невиданную свободу и чудесные открытия.
Нельзя сказать, что этот материк необитаем, это было бы прегрешение против истины. Человечество давно заселило его, да только неосознанно. А то, что не осознано, не может осчастливить нас свободой и радостью творчества. Так что открывать эту землю обетованную нам придется заново. Как же открыть что-то новое и неосознанное в нашей жизни? Думаю, единственный способ – попытаться осмыслить всё с новых позиций. Надеюсь, что из дальнейшего изложения читателю станет понятно, как, по-моему, следует входить в многомирие.

Для чего это нужно?

Во-первых, наверное, надо ответить на вопрос: а для чего это нужно? Есть, конечно, авантюристы, искатели приключений, которые дня не могут прожить без риска сломать себе шею. Или так закрутить мозги себе и другим, что потом год раскручивай и приходи в себя. Но ведь таких любителей не так уж много, даже среди отважных читателей этой статьи. Зачем же всем остальным это многомирие? От скуки, что ли? Так ведь люди здесь собрались все занятые, могут, наверное, найти и более полезное занятие.
Нет, от скуки этим не занимаются. Как однажды заметил Ю.А. Лебедев, «если тебе достаточно одного твоего мира и тебе в нем хорошо – не лезь в многомирие. И учти – за занятия эвереттикой вообще ничего не платят!» (Эвереттика – это синоним многомирового восприятия, по имени первооткрывателя физического многомирия Хью Эверетта.) Но я заметил такую закономерность: кто начал жить в многомирии, тот никогда не возвращается к прежней однолинейной жизни, хоть это бывает практичней и спокойней. И это относится ко всем людям, любой специальности и образовательного уровня. Почему?
Потому что многомирие дарит человеку глубину восприятия и понимания жизни. Ведь качество нашей жизни не определяется ни образованием, ни имуществом, ни связями. Оно определяется многообразием событий воспринимаемым нами, качественной глубиной наших ощущений и понимания. То есть, важно не то, что у нас есть, а то как мы это видим и чувствуем. И эту глубину дает многомировое восприятие. А при однолинейном прагматичном восприятии жизни все очень быстро приедается и становится серым и неразличимым. Одним словом, тоска – так жить! Разве что напиться или уколоться для разнообразия! – Так ведь это тоже проникновение в многомирие, только с черного хода, вроде как кража со взломом. От этого и голова потом болит! Дальше я об этом тоже расскажу.
Следует сказать и ещё об одном преимуществе многомирового восприятия. – Оно позволяет выработать гибкость и адекватность реакций, дает человеку дополнительный ресурс живучести. Ну, например, судя по воспоминаниям узников ГУЛАГа, интеллигентные, духовно развитые люди оказывались более живучими в тогдашних чудовищных условиях, чем сильные, но примитивные уголовники. По-моему, это Лидия Гинзбург сказала, что духовно богатые люди подобны тростнику – гнутся, но не ломаются. Люди с многомировым восприятием лучше приспосабливаются к неблагоприятным условиям, более адекватно реагируют на резко меняющуюся ситуацию, всегда находят точку опоры. Кроме того, у них всегда есть отдушина для утешения, поскольку их духовные миры всегда при них.
Наверное, читателей не вполне устраивают такие голословные уверения. Ну что же, тем лучше! Читайте дальше.

Что такое многомирие

Для начала разберемся, наконец, о чем мы говорим. Многомирие – это Мироздание, понимаемое, как система миров, в которых реализуются все возможные варианты всех возможных событий. Физическая возможность такого устройства Мироздания логически безупречно обосновывается теорией Хью Эверетта (1) и подтверждается работами других видных ученых, осмелившихся работать в этом направлении. О смелости я упомянул потому, что уж больно фантастическая эта теория! Действительно, трудно себе вообразить, что существует совершенно неимоверное количество миров, во всем подобных нашей Вселенной, но отличающихся от неё лишь одной какой-нибудь орбитой электрона. Правда, это «ближние» миры так мало отличаются, а в более «далеких» бродят динозавры или светят ночью две луны, а уж в совсем «дальних» нет ни Солнца, ни звезд, ни галактик, а Бог весть что.
Однако, фантастично все это выглядит только для тех, кто лишь мельком заглянул в эвереттику. Потому что, по здравом размышлении и знакомстве с современными трактовками многомирия, становится ясно, что вся наша нынешняя научная и художественная картина мира прекрасно вписывается в эвереттику, но только расширяется, становится более многоплановой и объемной. И никакого безумного умножения материальных вселенных при каждой альтернативе не происходит, а происходит лишь выбор конкретной реальности из единой (но безмерно богатой возможностями) системы Мироздания под названием «мультиверс».
Многомирие объяснимо даже с позиции обычного здравого смысла. Наверное все согласятся, что действительность намного сложнее и богаче наших представлений о ней. Интересующиеся проблемами мышления читатели знают, что сознание играет роль фильтра, отбирающего конкретную информацию, которая позволяет реагировать на актуальные факторы существования. Кто в этом не уверен, тот может обратиться к классическим трудам по психиатрии. (2) Поэтому вполне обоснованно можно трактовать иные реальности многомирия просто, как не воспринимаемую нами часть действительности. И естественно, что в этой иной реальности (при ином восприятии) складываются отличные от наших причинно-следственные цепочки событий.
Ничего невероятного в таком понимании нет. Может быть, фантастично звучит предположение, что скрытые от нас стороны действительности, вкрапляясь в привычный ход событий могу порождать отдельно существующие варианты бытия? Но вот, примеру, специалистам, изучающим человеческую психику давно известно, что комплексы – это альтернативные индивидуальности, соперничающие с сознанием. Почему бы не предположить, что эти индивидуальности как раз и являются отражением других линий нашего существования?
Итак, мы приходим к тому, что актуальная реальность выявляется из многомирия выбором нашего сознания, а также выбором всех тех, кто живет в этой реальности, наблюдает, изучает и просто ощущает её. В каждый последующий момент мы выбираем немного другую реальность, потому что меняется ситуация, меняемся и мы сами. Обычно сознание не делает слишком больших скачков, что позволяет нам оставаться в нашем привычном «жгуте» переплетенных реальностей и сохранять логичную последовательность поступков. Все сказанное – не просто досужий вымысел, потому что основано на расширенной физической концепции многомирия (3).
Однако, количество «нитей судьбы», их плотность в жгуте, может очень сильно варьироваться у разных людей. Расширению этого жгута, или качественного диапазона человеческого существования, способствует осознание многоплановости действительности, т.е. реального многомирия. Поняв и представив себе поток бытия, мы понемногу начинаем ориентироваться и «плавать» в нем. Поэтому осознание многомирия постепенно приводит к сознательному выбору реальности. То есть это происходит не сразу, а устанавливается тенденция выбора. Мы начинаем понимать, или чувствовать, какие миры нам нужны и лучше ориентируемся в выборе средств для их достижения. Потому что не все средства хороши, они должны соответствовать желательной цели, находиться в одном мире с этой целью. Это объясняет, почему для достижения высоконравственных целей можно применять только нравственные средства. – Иначе, мы не попадаем в нужную реальность!

Аксиомы многомирия.

Оказывается, что реальное многомирие или осознаваемая нами качественная глубина жизни соответствует определенным физическим явлениям и выражается в понятии «склеек» эвереттовых миров, которое введено и разрабатывается Ю.А. Лебедевым.(4,5) Ну, а если читателю нужны более конкретные технические подтверждения сказанного, то советую ему обратиться на сайт МЦЭИ. Однако, для того, чтобы и у нас здесь было конкретное основание для рассмотрения, приведу постулаты многомирия, сформулированные тем же Ю.А. Лебедевым. Он сейчас работает над новой книгой, в которой рассматриваются и постулаты многомирия, и просил меня высказать свое мнение по этому разделу рукописи. Воспользуюсь его предложением и сделаю это здесь. Думаю, Юрий Александрович не обидится, если я немного упрощу его формулировки и дам пояснения, поскольку статья эта не научная, а популярная.
Итак, сперва перечислю постулаты многомирия, а затем перейду к их популярному истолкованию:
1. Аксиома об эвереттическом ветвлении. Эта аксиома основана на том математическом факте, что любой объект может быть описан волновой функцией, т.е. может быть представлен в виде некоей материальной волны. Эта волна содержит множество возможных состояний объекта, которые считались физиками до Эверетта всего лишь потенциальными. Поэтому оперировали они только с некоторым выделенным состоянием, которое вписывалось в причинную цепочку конкретного события. Такое понимание называется коллапсом (стягиванием) волновой функции к единственному состоянию и, вообще-то, оправдывается оно только удобством рассмотрения. К тому же коллапс резко противоречит специальной теории относительности – мгновенность передачи сигнала запрещена в ней абсолютно. Хью Эверетт предположил и логически обосновал, что все состояния объекта, описываемые волновой функцией являются реальными и, следовательно, один и тот же предмет может существовать в различных качествах и участвовать во многих вариантах действительности. Такой процесс называется эвереттическим ветвлением, происходящим при всяком событии.
В процессе взаимодействия имеющие память волновые функции объекта и наблюдателя не коллапсируют к единственному состоянию, а реализуют (т.е. буквально – делают физически реальными) все возможные взаимные состояния (соотнесенные состояния) объекта и наблюдателя.

2. Аксиома о множественности классических миров

Результатом всякого взаимодействия является совокупность соотнесенных состояний объект-наблюдатель, каждое из которых равно реально и представляет собой «классический мир». Взаимодействующая система как бы ветвится на множество «параллельных миров».

Здесь не зря говорится о соотнесенных состояниях объекта и наблюдателя. В современной эвереттике считается, что именно сознание наблюдателя является тем механизмом, который выделяет один единственный облик объекта и событий с ним происходящих, о чем уже упоминалось. М.Б. Менский предлагает эффективную модель выбора реальности сознанием. Он пишет: «квантовый мир символически изображен как некоторая сложная объемная фигура, а то, что мы называем "классической реальностью", является лишь одной из проекций этой фигуры. Работа сознания состоит в том, чтобы выбрать одну из возможных проекций, однако ни в каком случае эта проекция не отобразит всей сложности объективно существующего квантового мира». (3)
А следовательно, именно сознание наблюдателя формирует привычную каждому картину действительности, т.е. каждый классический мир. Но
каждый наш «субъективный» мир в большой степени пересекается с мирами других людей, поэтому мы и существуем как общество. Об этом следующая аксиома.

3. Аксиома об эвереттических склейках

Соотнесенные состояния («ветви мироздания») взаимодействуют друг с другом в процессах эвереттических склеек (или просто склеек), образуя столь же реальные состояния, также называемые склейками.

Всякое рассматриваемое взаимодействие является, по сути, склейкой различных соотнесённых состояний. Если взаимодействие является, по меньшей мере двусторонним, то ему соответствует, как минимум, пара соотнесенных состояний мультиверса (эвереттовых миров), которые совмещены частично или полностью. Это и есть склейка.

4. Аксиома о мультиверсе и мультивидууме

Единое Мироздание «дуально». Физическая сущность представляет собой мультиверс – совокупность всех возможных состояний объекта, а психическая – мультивидуум как совокупность всех возможных состояний сознания наблюдателя.

Здесь говорится о том, что каждому варианту действительности соответствует свой вариант сознания, или наоборот. Эта аксиома порождена здравым смыслом – ведь мы же не шизофреники, которые пытаются существовать сразу в нескольких физических реальностях. Значит, сознание, так же как и действительность имеет сложный составной характер, а наша личность входит в состав некоей психической общности - мультивидуума. Всякой выделенной реальности соответствует выделенное состояние мультивидуума (индивидуальное сознание) а все остальные составляющие мультиличности находятся по отношению к нему в подсознательном.

5. Аксиома о метасистеме Мирозданий

Бытие в целом – это гёделевская фрактальная метасистема Мирозданий.

Эта аксиома говорит о том что Мироздание, которое мы понимаем как мультиверс не может быть вполне объяснено и описано «изнутри», а только с «внешней» позиции, из какого-то более общего Мироздания. То же самое, наверное относится и к следующему, более общему Мирозданию. Есть ли какая-то самая общая позиция, с которой может быть обозримо все сущее и объяснены все его этажи? Я полагаю, что такая точка зрения существует, хотя и в бесконечности. Это позиция Господа Бога.

Многомировое восприятие реальности.

Итак, остается пояснить, как проявляются изложенные выше принципы многомирового понимания действительности в реальной жизни и к чему это приводит. Однако, не будем пытаться объять необъятное. Оставим физикам анализировать физические взаимодействия, а сами возьмемся за самое интересное – за человеческие отношения. Попробуем осмыслить с позиции многомирия психику и психологию.
Вот первая аксиома об эвереттическом ветвлении. Она говорит о многоальтернативности всех наших поступков. Всех – значит любых. А значит, у нас всегда есть свобода выбора, какой бы однозначной и безысходной не представлялась нам ситуация. Мы всегда свободны и это один из основных законов природы!
Правда, для того, чтобы воспользоваться своей свободой, нужно приложить определенные усилия. И усилия эти тем больше, чем более нестандартное решение мы принимаем. Чтобы выбиться из железобетонной колеи «объективной» необходимости нужна творческая работа души и немалое напряжение воли. Эти банальные, в общем-то, психологические истины прекрасно совмещаются с первой аксиомой многомирия.
Действительно, все реальные альтернативы взаимодействия объекта имеют разную вероятность. Наиболее вероятными являются варианты, обусловленные наиболее влиятельными факторами данного времени, места и окружения. Варианты, обусловленные, вопреки внешним обстоятельствам, внутренними свойствами «объекта», т.е., в психологическом плане – его индивидуальностью и волей, гораздо более проблематичны. Таким образом, вероятность как бы «давит» на нас, загоняя в прокрустово ложе стандартных реакций. Это и есть та самая невылазная колея повседневной реальности, которая воспринимается нами как несвобода. (6)
Вторая аксиома «о множественности классических миров».
По-моему, это аксиома об ответственности. Принимая какое-то решение мы совершаем выбор целого мира со всем, что в нем находится. Неплохой масштаб, верно? И состояние этого мира определяется характером принятого решения и, вообще, состоянием нашей души. Вы скажете: это миры субъективные, они важны только для меня. – А вот и нет! В том то и смысл второй аксиомы, что наш субъективный выбор объективируется в состояние всех остальных составляющих Вселенной. Как объективируется? – Как вероятность. Мы создаем вероятность пребывания всех остальных деятелей и объектов именно в нашем мире. Причем, эту вероятность создают не только наши поступки, но и наши мысли, ведь это тоже выбор реальности.
Третья аксиома – о склейках.
Как уже говорилось выше, все взаимодействия, т.е. все происходящее в воспринимаемой нами реальности – это склейки различных миров. Ну и что нам дает такой усложненный подход?
Для начала надо сказать, что только на простейшем уровне физических взаимодействий подавляющее число склеек является полными. Они означают совпадение (столкновение?) в данной точке времени и пространства взаимодействующих объектов. В более сложных случаях склейки обычно являются частичными. Логически, это выражение того факта, что разные структуры сложных объектов принимают разное участие во взаимодействиях.
Продолжая этот посыл, мы приходим к осознанию того факта, что люди взаимодействуют частями своей психики. Наше отношение к другому человеку обусловлено теми его взглядами, чувствами и действиями, которые воспринимаются нами. Это не весь человек, но та часть его души, которая входит в склейку с соответствующими составляющими нашего духовного мира. Другой человек – это всегда неизведанный материк с собственными законами и обитателями.
Давайте же будем по отношению друг к другу бережными исследователями, а не безжалостными завоевателями! Давайте будем терпимы в наших отношениях и постараемся уважать ценности друг друга! За исключением, конечно, тех случаев, когда эти ценности несут агрессию и угрожают чужому существованию. Мы все – нынешние обитатели Земли, склеены, т.е. совмещены в контексте нашего существования. Значит есть существенные личностные составляющие, объединяющие всех нас. Взаимодействуя с другими мы меняемся сами. Давайте же постараемся меняться к лучшему! Для этого осознание многомирия, по-моему, имеет очень важное значение.
Итак, для меня психологическая интерпретация третьей аксиомы эвереттики означает принцип конструктивного взаимодействия. Это поиск совпадающих элементов представлений и оценок, стремление к сотрудничеству, уважение к личности партнера. И теперь, придерживаясь этого желательного принципа перейдем к тем формам, в которые претворяются психические склейки. То есть, перейдем к четвертой аксиоме.
Четвертая аксиома провозглашает дуальность бытия. Многмирию – мультиверсу соответствует многозначность выбора каждого наблюдателя, выражающая многоплановость личности. Личность, существующая в каждом из вариантов действительности является частным проявлением мультиличности, или мультивидуума. Причем, я бы не назвал проявления мультивидуума в различных эвереттовых реальностях дискретными. Дискретным, скорее является самоосознание этих личностей.
Дело в том, что личность не вполне соответствует сознательной («дневной») самоидентификации. Бессознательный «фон» психики и неосознанная мотивация также играют очень важную роль. А бессознательное наполняют другие проявления нашей личности в других эвереттовых реальностях. То есть, каждый из нас – это мультивидуум во всей своей полноте. Но в разных мирах он выявляется разными компонентами сознательного и бессознательного. Короче говоря, индивидуальность – это актуальная для данного мира форма склейки всех составляющих мультивидуума.
Однако, все мы, современники, взаимодействуем в некоем общем пространстве-времени, обусловленном физическими и информационными контактами, личными, или через средства связи. Такая формальная связь личностей, соответствующая физической реальности получила у Ю.А.Лебедева название метавидуума. Можно построить иерархию метавидуумов в соответствии с географией, социальными и политическими реалиями нашего мира. Например: метавидуумы общины (города), нации, страны, планеты Земля.
Очевидно, что совместная реальность, выявляемая метавидуумом является крупномасштабной склейкой индивидуальных реальностей. Однако, по отношению к качественной глубине мультивидуумов, такая склейка является поверхностной. Более глубокая качественная склейка осуществляется в духовных общностях людей. Такие грандиозные по масштабам склейки осуществляются в формах мегавидуумов (Лебедев). Отдельные мегавидуумы могут формироваться на базе духовных учений и религий, которые всегда олицетворяются неким деятелем, проповедником или другим историческим лицом. Метавидуумы и мегавидуумы могут совмещаться (совпадать) в бытийном пространстве и тогда соответствующая им общность или нация начинают играть важнейшую историческую роль.
Пятая аксиома говорит нам о бесконечности познания и о неограниченных возможностях возрастания сознания и духовности.
Если теперь попытаться оценить возможные результаты перехода к многомировому восприятию бытия, то мы увидим, что это поистине парадигменный сдвиг в развитии сознания.


Кто живет в многомирии.

Поговорим теперь о тех, кто живет в многомирии. Ну например, о тех, чья профессиональная деятельность требует активного проникновения в другие реальности. Не думайте, читатель, что речь идет о каких-то магах и чародеях. Боюсь, что вы будете разочарованы, потому что я имею в виду обычные человеческие специальности. Например: актеры, педагоги, психотерапевты, священники. Их повседневная деятельность требует постоянных склеек с другой, чужой, реальностью, выбираемой кем-то другим. Они просто обязаны вживаться в реальность других людей, иначе им не добиться успеха. Маги и чародеи тоже живут в многомирии, но о них в другой раз.
Что требуется, чтобы понять другого человека? Каждый знает – для этого нужно представить себя на его месте, прочувствовать его внутренний мир. И каждый этим пользуется. На языке эвереттики мы скажем: происходит склейка твоей собственной реальности с реальностью этого человека. Так, что эвереттика помогает понять смысл и содержание нашего общения. А это первый шаг к новой теории психических коммуникаций. Причем речь может идти не только о контактах с людьми, а с кем угодно, например: с животными, или с машинами, или с инопланетянами.
Какие качества мешают проникновению в мир другого человека? Во-первых, это, конечно глупость. Она довольно многообразна, но общими характеристиками глупости являются узость мышления, бедность воображения, отсутствие интереса к контакту с другими людьми или поверхностность контактов. Узость мышления определяется приверженностью к линейной логике, стремлением к простым объяснением всех событий. Человек просто не желает рассматривать больше одной причины происходящих событий или чьих-то поступков. Отсутствие воображения и бедность общения – это признаки неразвитости эмоциональной сферы, недоразвитости психики, вообще, что часто бывает из-за пробелов в воспитании.
Другим серьезнейшим препятствием для взаимопонимания является эгоизм. Если человек не хочет ничего воспринимать кроме своих собственных проблем, то его общение с другими людьми приобретает чисто прагматический, лапидарный характер. Эгоист слышать не желает о самобытности чужих миров, он хочет всех заставить служить себе. Он знает, что ему хочется и о других судит только с этой колокольни. Поэтому, никогда эгоист не поймет другого человека, а значит не сможет стать ни актером, ни педагогом и воспитателем, ни психологом, ни священником. Не стоит и пытаться!
Здесь хочется сказать несколько слов о «технике безопасности», или об экологии многомирия. Это необходимо потому, что своекорыстные и тщеславные люди все же проникают в многомирие. Добиваясь своих эгоистичных целей, они пытаются использовать окружающих людей, подчинить себе их психику, и для этого вламываются в их миры. Такое психическое насилие заслуживает не меньшего осуждения, чем насилие физическое, и приносит вред не меньший, а наверное, и больший, чем тривиальное членовредительство. Эгоист, даже сам того не желая, может покалечить души тех, кто впустил его в свой мир.
Другой опасный и вредный способ вхождения в многомирие – использование наркотиков и алкоголя. Почему я считаю, что пьяные и одурманенные люди проникают в другие реальности? У тех, кто испытал эти состояния и смог проанализировать их, такого вопроса, наверное, не возникает. А для остальных читателей я попытаюсь доказать это. – Дело в том, что другая реальность присутствует в нашем подсознании. Об этом я уже писал, когда рассматривал мультивидуум. А наркотики и алкоголь снижают барьер выявления подсознательного. И в результате, бессознательные содержания начинают спонтанно осознаваться и принимать участие в наших действиях. Поскольку все это в состоянии опьянения плохо поддается контролю, то такие альтернативные содержания, нахлынув в сознательную сферу, затапливают её и «смывают» трезвое «дневное» сознание.
В результате, поведение человека становится неадекватным. Надо ли говорить о том, какие опасности несет наркомания и пьянство для окружающих? Но еще более страшную опасность они несут самим несчастным, подверженным этим страшным психическим заболеваниям. Механизм этих заболеваний такой: «смытое» дневное сознание восстанавливается с похмелья не вполне. Потому что агрессивные комплексы, проникшие в наш мир из других реальностей успевают зацепиться здесь, склеиться с чувствами, мотивацией и даже с механизмом контроля. И от раза к разу позиции адекватного дневного сознания становятся все слабее.
Поэтому заболевший человек перерождается. Сперва он теряет волю и целеустремленность. Затем исчезает цельность его личности, психика становится противоречивой и неустойчивой. И это естественно, потому что между агрессивными комплексами, которые забрались в сознание из другой реальности, начинается борьба за доминирование. И заканчивается это белой горячкой и помешательством, когда одному, или нескольким «бесам» удается захватить власть над личностью. Такая вот печальная картина.
А что же нужно для успешного и безопасного проникновения в многомирие? Нужна заинтересованность, нужен творческий подход, нужно любопытство исследователя, нужен интеллект и высокая культура чувств. А главное, нужна любовь к людям. Если есть любовь, то это может восполнить недостаток прочих качеств, допустим, интеллекта или эрудиции. Любящая мать всегда знает мир своего ребенка, потому что любовь, по определению, означает приятие мира любимого человека. Если эгоист говорит, что любит кого-то, ему не стоит верить. Он может любить только себя, а в другом человеке – только то, что ему требуется, что дарит ему удовольствие.
Однако, любовь двоих создает всего лишь двоемирие. В многомирии надо любить всех ближних и дальних, весь мир. А это очень редкий дар. Гениальных артистов, педагогов, психологов так мало оттого, что почти никто не умеет так любить. Это воистину Дар Божий, но и тяжелый крест! Так, например, я расцениваю актерский и поэтический талант Владимира Высоцкого. Его стихи, его песни, как и роли, были чудом перевоплощения в своих героев. Мне много раз доводилось видеть его, и размышляя над загадкой этого таланта, я понял, что в его основе лежит огромная любовь к людям. Но, к сожалению, он использовал и запретные приемы проникновения в многомирие. Личность у него была героическая, он не сломался, но погиб.
Как же научиться любить людей и входить в их жизнь с миром и добром? Или это возможно только для избранных? Уверен, что нет, путь в многомирие открыт для всех. Для верующих людей всегда есть великий пример, достойнее которого не найти. Это Любовь Господа нашего Иисуса Христа. Я верю, что эта Любовь способна спасти всех людей, которые жили живут и будут жить на свете. Верю, что в бескрайнем мультиверсе обязательно есть такое пространство-время, где все души спасены, где великая Любовь соединила всех сынов рода человеческого в великую общность Царства Божия. Потому что Любовь Божия всесильна!
Ну, а неверующие люди могут избрать себе идеал для подражания более частного порядка. Таких образцов тоже немало в человеческой истории. Любовь бесконечно многообразна и пронизывает всю ткань бытия. Все знают, что Данте создал свою многомировую эпопею, движимый любовью. Из творцов новейшего времени, проторивших путь в многомирие, мне хочется назвать Павла Филонова и Иосифа Бродского. Вдумайтесь: картины Филонова содержат 5 живописных слоев. Современникам это было непонятно, а для меня это очевидный признак многомирового восприятия автора. Так же, как и многопространственные стихи Иосифа Бродского. И, несомненно, в основе этих произведений лежит великое человеколюбие.

Выбор пути.

Убежден, что вход в многомирие каждый должен искать в самом себе. Надо обратиться к своей душе, разобраться в своей системе ценностей и в отношениях с другими людьми. Причем, пересмотреть нужно все, даже самые простые бытовые вещи. Это нужно, чтобы отойти от привычных стереотипов в отношениях, которые и делают нас несвободными, потому что кажутся необходимыми, вынужденными. Для пояснения приведу в пример христианскую проповедь. Какие отношения были характерны и привычны для людей до появления Христа? – Отношения эквивалентов: «око за око и зуб за зуб». А Он пришел и сказал – нет, это позиция неконструктивная! Попробуйте не отвечать злом на зло! Не всегда это возможно, но сколько хватит сил! – И тогда ситуация начнет меняться к лучшему! Но, даже, если и не начнет, попробуйте, и вы почувствуете в себе, что не проиграли.
Это и есть фундаментальный парадигменный сдвиг, дающий людям шанс на поступательное развитие. Вот так и надо, по-моему, приходить к восприятию чужих миров – через терпение, сострадание и любовь. А если что-то не устраивает Вас в окружающем мире, то поймите, что это же Ваш выбор! Не только Ваш, конечно, но начинать-то надо с себя! Попробуйте поискать, что Вы такое неправильно сделали, раз этот мир таков. Изменитесь к лучшему, и мир обернется к Вам лучшей стороной! Потому что, как я уже говорил, в реальности всегда скрыты многообразные возможности.
Переход к многомировому восприятию связан с изменением структуры личности. Поскольку альтернативные реальности скрываются в нашем подсознательном, то осознание многомирия является, по сути, контролируемым выявлением бессознательных содержаний. Это процесс реконструкции личности, осознания своих слабостей и недостатков, перемещения актуального центра личности в желательном направлении. То есть, это осознание собственного мультивидуума и попытка приведения его в стройное, консолидированное состояние. Ну, и конечно, этот процесс духовно обогащает нас и увеличивает наши возможности, поскольку мы начинаем использовать ресурсы целого мультивидуума.
Описанный процесс неразрывно связан и с нашим позиционированием себя во внешнем мире. Изменяемся мы сами – изменяется и выбираемая нами действительность. Так мы находим свое оптимальное место, свою творческую нишу в многообразном жгуте человеческого бытия. Как следствие, обычно улучшается наше положение в обычном житейском и материальном аспекте. А если и нет, то окрепшее в результате выявления творческих способностей наше «самостояние», с лихвой компенсирует житейские неудобства.
Осознание себя мультиличностью действенно способствует развитию и обогащению наших связей с внешним миром. И не только внешних – с метавидуумом, но и внутренних, глубинных – с мегавидуумом. Эти связи становятся для нас источником новых, небывалых возможностей, потому нам постепенно становятся доступны мета и мега-ресурсы человеческого сознания. Я бы назвал открывающиеся перспективы поистине чудесными, потому что новые возможности не ограничиваются нашей индивидуальной человеческой природой и выводят человека на новый, более высокий уровень причинно-следственных связей – многомировой. Да, это путь к чудесам, буквально так! И в конечном счете, это путь к бессмертию.


Нюрнберг, Ноябрь 2007г.


Рекомендуемая литература.

1. Эверетт Х. Формулировка квантовой механики через «соотнесённые состояния». Перевод Ю.А. Лебедева
2. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.1,2. Москва 1992 Наука
3. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т. 175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
4. Лебедев Ю.А., Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил. Кострома, 2000 г. Интернет-копии http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm. и http://www.sciteclibrary.ru/books/text/titul.htm
5. Лебедев Ю.А. Феноменологический формализм описания взаимодействующих ветвей мультиверса, мультивидуума и явления «склеек ветвей мультиверса». http://everettica.org/art/Fen.pdf
6. Костерин А.М. Ситуационные склейки. 2004г. http://everettica.org/article.php3?ind=17

Поступила 26.11.07