Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Костерин А.М.

Рефлексия, как механизм выявления Многомирия




1. Вступление.

Здесь мне хочется поговорить о рефлексии, как механизме выявления и склеек ментальных состояний мультиверса. Вероятно, эта заявка нуждается в пояснениях. Что такое рефлексия, читатели, наверное, представляют. – Это наблюдение моего собственного состояния и оценка его с позиции, как бы, отстранённого наблюдателя. То есть, каждый раз, прежде, чем предпринять следующий мой сознательный шаг, я как будто, на миг останавливаюсь и задумываюсь: а что же у меня за душой? Каково моё состояние и что я могу в дальнейшем?
Исходя из такого представления, для рефлексии необходимы три обязательных элемента:
1. наличие иной (внешней) позиции моего внутреннего наблюдателя по отношению к рассматриваемому состоянию;
2. наличие у меня памяти, т.к. для рассмотрения, предыдущего состояния, оно должно быть где-то сохранено;
3. наличие у меня способности к абстрагированию, т.е. возможности отстранённого рассмотрения предыдущего и текущего состояния психики и их синтеза в контексте оценки ситуации.
Рассмотрим сперва эти необходимые компоненты рефлексии, а затем уже перейдем к ментальным состояния и склейкам.

2. Внешняя позиция наблюдателя.

Наличие внешней позиции по отношению к предыдущему состоянию обеспечивается принципом динамического выбора реальности сознанием. То есть, сознание трактуется здесь как функция выбора реальности, что является основным постулатом расширенной эвереттической концепции (1, 2). В каждый сознаваемый момент мы переходим к новой реальности, которая обусловлена меняющейся физической ситуацией, с одной стороны, и меняющимся психическим состоянием, с другой стороны. В этом процессе, видимо, задействованы не только причинно-следственные, но и ассоциативные связи, но происходит это автоматически, т.е. неосознанно.
По моим представлениям, воспринимаемая человеком действительность имеет обобщающий характер. Первичный уровень выявления реальности соответствует квантовым процессам микромира, которые определяют состояние мультиверса на очень короткие промежутки, соответствующие времени квантового взаимодействия. Из этих элементарных реализаций статистически складывается макрореальность физического уровня, в которой могут быть выявлены классические причинно-следственные связи. Далее, клетки и органы человеческого организма, по-своему отражают (т.е. выявляют) эту физическую реальность, которая и синтезируется в общем контексте физиологических реакций в наше биологическое существование. Ну, а потом сознание, оценивая на уровне абстрактных критериев воспринимаемую организмом обстановку, соотносит её с данными памяти и что-либо предпринимает, либо продолжает оперировать с чисто абстрактными категориями, не обращая внимания на грубую прозу жизни.
Как бы то ни было, в каждый осознаваемый момент времени моя позиция наблюдателя безусловно не совпадает с предыдущими позициями. Исходя из поверхностных наблюдений окружающего мира, мы можем полагать себя находящимися в покое, но это абсолютно не соответствует физической реальности. На самом деле, каждому воспринимаемому моменту соответствует существенно другая реальность, лишь частично склеенная с предыдущими состояниями по ряду параметров.
Каждый момент объективно отличается от других новым положением в пространстве-времени в силу непрерывного движения Земли, Солнечной системы, Галлактики и т.д. Кроме того, каждый момент отделён от других происходящими вокруг и в нас самих изменениями, которым соответствуют независимые от нашего сознания выборки реальности. И, наконец, каждому новому моменту соответствует сознательный или неосознанный выбор нашей личности, обусловленный нашими целями.

3. Свойство памяти.

Обратимся теперь к свойству памяти деятелей. Свойство это представляется удивительным, особенно, если принять во внимание описанную выше модель выбора реальности. Поверхностное представление о памяти сводится к тому, что она отражает только существенные для нас особенности предыдущих состояний. Однако, психологами уже давно замечено, что память носит всеобъемлющий характер. Под гипнозом человек может вспомнить любой момент своей жизни с абсолютной достоверностью. А специальные психологические практики могут выявить состояния до появления человека на свет, а также состояния из других вариантов бытия, соответствующие многомировой мультиличности данного индивида.1 (3)
Как же понимать и как объяснить, что в нашем мозгу хранятся совершенно немыслимые объемы, в общем-то, ненужной нам информации? И как связано это хранилище с нашими физическими реализациями в других вариантах бытия? Может быть можно представить себе память как единую систему мультивидуума? И далее, может быть разумно предположить, что память находится где-то в общей «копилке» мультиверса? В связи с последним предположением целесообразно рассмотреть другую модель памяти.
Можно представить себе, что механизм человеческой памяти состоит в фиксации «адресов» или кодов параллельных миров, посещавшихся нами, нашими предками и двойниками. А воспоминания – это склейка (частичная, конечно), нашей сиюминутной реальности с подлинной реальностью тех параллельных миров, вызываемых по инициируемым нами адресам. Правда, тут нужно построить какую-нибудь приблизительную концепцию механизма всемирной памяти. Например, предположить, что все варианты реализованных состояний сохраняются в вечности мультиверса. Или, что их можно актуализировать в любой момент из квантовой суперпозиции всех состояний, опираясь на запомненные нами «адреса».
Первое предположение соответствует модели известного математика и философа Джулиана Барбура. Он представляет себе все возможные состояния мультиверса как набор фиксированных картинок, некоторые из которых выбираются нашим сознанием в соответствии с его установками. Второе опирается на модель, в соответствии с которой мультиверс представляется как всемирный квантовый компьютер, содержащий все варианты бытия в квантовой суперпозии. Эта модель была описана мной в статье «Ритмы мультиверса».(4) Подробнее об этом в разделе 5.

4. Способность к абстрагированию.

Для начала попытаемся определить, а что же такое абстрагирование? Идеальный это процесс, или ему все же соответствует какая-нибудь физическая реальность? Как соотносится абстрагирование с классической физической реальностью?
На мой взгляд, абстрагирование – это процесс выделения, соотнесения и обобщения смыслов физического бытия. Смысл, т.е. связующий события контекст, безусловно, является идеальным понятием. Но очевидно также, что невозможно говорить о смысле в отрыве от каких-либо объектов и явлений, т.е. физических носителей смысла. Всякой информации соответствует носитель информации – это для меня основополагающая идея. Какую бы реальность мы не избирали, она является реальностью, вследствие наличия у неё физического выражения. То есть, смыслы соотносятся с реальностью как содержание и форма.
Например: взаимодействие физических объектов происходит в контексте физических законов. Здесь форма – физическое взаимодействие, выражает смыслы, т.е. физические законы. Взаимодействие живых существ происходит в русле биологических законов. Рамки этих законов намного шире, чем физических, они, как бы, имеют много степеней свободы. Поэтому диапазон форм в поведении животных довольно велик. Взаимодействие людей происходит в контексте законов еще более неоднозначных и многоплановых, а именно: психологических, социальных, нравственных и т.д.
Количество реализуемых смыслов у человека настолько велико и выбор вариантов настолько широк, что он совершенно обоснованно может чувствовать себя свободным. Но, главное, это то, что человек обладает способностью к абстрагированию, т.е. к выделению смыслов, обобщению частных ситуаций и составлению на этой основе укрупненных причинных цепочек. Поэтому я и говорю ниже о стратегическом планировании. Короче говоря, способность к абстрагированию и рефлексия дают человеку возможность последовательного целенаправленного поведения в достижении не материальных, а неких духовных целей.
Какая же физическая форма может соответствовать абстрагированию? Очевидно, что физическая реальность, статистически формирующаяся в контексте классических законов, а также биологическая реальность, являются лишь базой и фоном для процесса абстрагирования. То есть, абстрагирование – это процесс обусловленный деятельностью разума. Следовательно, физическая реальность абстрагирования является ментальной. В моем понимании, такая реальность реализуется по особой временной оси (см. следующий раздел). Не думаю, что основой этой реальности могут являться известные физикам поля или частицы. Биополя также не могут претендовать на такую роль. Похоже, в качестве претендентов остаются только гипотетические ментальные поля.2

5. Ментальные реализации и их склейки.

Эту статью я начал с заявки о том, что рефлексия является механизмом реализации ментальных состояний мультиверса и их склеек. Теперь пришло время пояснить, что это такое.
В соответствии с расширенной концепцией Эверетта, мультиверс понимается мной как квантовая система, представляющая собой суперпозицию всех возможных состояний всех его элементов. (1, 2) Активные элементы, я их называю деятелями,3 вступают во взаимодействия и выявляют этим пространство-время и конкретные состояния мультиверса. Таким образом, постулируется реляционная природа пространства-времени. Моделью выявления конкретных состояний мультиверса представляется мне ЭПР эффект. Из выявленных конкретных состояний (из отдельных эвереттовых миров) складываются причинно-следственные цепочки взаимодействий. Таким образом, я представляю себе любое взаимодействие как последовательность квантовых переходов от одного состояния к другому, последующему. Однако, временнЫе масштабы квантовых событий разные, в соответствии с масштабом деятелей. Поясню это ниже.
Итак, взаимодействия деятелей любого уровня представляют собой цепочки квантовых реализаций мультиверса. Деятели, населяющие мультиверс имеют самые разные размеры: от микро до мега масштаба. Однако, взаимодействия деятелей любого масштаба охватывают все пространство мультиверса. Это принципиальный постулат, который выражает системную целостность мультиверса, его информационное единство. То есть, в квантовых реализациях выявляется свойство нелокальности всех взаимодействий. Локальный же аспект их выявляется по временнЫм осям. 4
Я пишу о временнЫх осях во множественном числе потому, что предполагаю эвереттически огромное их количество. Понятие «время», по-моему, обобщает все качественные изменения, происходящие в мире. Но каждому взаимодействию соответствует свое, определенное качественное изменение объектов. Поэтому, сколько вариантов взаимодействий, столько и возможных временных осей. И оси эти лишь с большой натяжкой поддаются систематизации. Однако, такую систематизацию проводить необходимо потому, что это, по сути, систематизация качественных изменений мира, что и является целью научного изучения.
Итак, все взаимодействия, статистически, можно разбить на три крупных класса. Это взаимодействия в мире неживой природы, взаимодействия биологических объектов и взаимодействия, связанные с сознанием. Этим классам взаимодействий могут быть поставлены в соответствие три обобщенные временные оси, которые условно можно назвать: физическая, биологическая и ментальная. Естественно, в каждом классе взаимодействий складывается существенно отличная от других картина мира или слой бытия. Понятно, что о картине мира можно говорить только условно, потому что вряд ли возможно провести четкие границы между типами взаимодействий, и потому, что сложные деятели совмещают разные типы взаимодействий. 5
Под картиной мира я понимаю информационный аспект существования деятелей. Всякий деятель в своих взаимодействиях выражает доступную ему картину мира. Так реализуется, по-моему, голографический принцип мироздания. Нам доступна лишь картина мира, синтезируемая людьми и, в какой-то мере – высшими животными. Из наблюдений за своим котом я пришел к выводу, что его картина мира сильно отличается от моей. В то же время, она существенно различна с миропониманием его дворовых сородичей, поскольку общего языка он с ними не находит.
Но вернемся к реализациям состояний мультиверса. Естественно, по-моему, считать, что для разных типов деятелей кванты взаимодействий имеют совершенно различные масштабы. Чем больше и сложнее деятель, тем крупнее масштабы изменений, которые он способен отражать в своих взаимодействиях. Связь масштаба квантования со сложностью деятелей выражается в их структуре. Предположительно, она такая: каждому укрупнению масштаба соответствует появление нового уровня во внутренней иерархии деятеля.
Таким образом, каждый более высокий уровень взаимодействий является как бы связкой для событий предыдущего уровня. Поскольку выше уже говорилось об условном выделении главных временных осей, то можно привязать различие масштабов квантования к этим осям. (5) Указанное свойство разной масштабности отвечает повышающейся избирательности реакций, отмечаемой в связи с нарастанием сложности деятелей. Имеется в виду, что каждое охватывающее возрастание масштаба дает новое измерение выбора. То есть количество вариантов взаимодействий резко возрастает.
На биологическом уровне эта избирательность приобретает характер планирования и переходит в категорию поведения. На сознательном уровне у деятелей проявляется планирование поведения, в том числе и по абстрактным критериям. А в перспективе, человеку (и человечеству) необходим для выживания переход к стратегическому планированию своей деятельности на основе самых крупных и обобщающих из всех известных критериев – на основе нравственных принципов. И без механизма рефлексии ему при этом не обойтись, чему и посвящена данная статья.
Описанное выше свойство разномасштабного (в зависимости от сложности деятелей) квантования отличает, по моим представлениям вселенский квантовый компьютер от тех, которые пытаются сейчас создать учёные. В нынешних компьютерах всего один уровень квантования – физический, что создает проблему ввода-вывода информации. Чистые запутанные состояния при вводе-выводе неизбежно превращаются в смешанные и «разбавляются» все больше и больше, что сводит на нет преимущество квантового параллелизма вычислений.6
Сомнительно, что такой компьютер сможет когда-нибудь подняться до уровня выбора макрореальности. На основании приведенных выше соображений, считаю, что для того, чтобы создать эффективно действующий квантовый компьютер, нужно было бы построить его как биологическую систему, а затем наделить сознанием. То есть нужно было бы выполнить работу Создателя.7
В заключение этой главы надо сказать о склейках. Понятие склеек эвереттовых миров выдвинуто и развивается Ю.А. Лебедевым. (6, 7) Под ними понимается взаимодействие параллельных миров. Понятно из этого, что склейка является фундаментальным понятием при рассмотрении любого взаимодействия. Масштабы склеек соответствуют масштабам, т.е. типам взаимодействий. Также следует различать склейки полные и частичные. Под частичными понимаются склейки, которые происходят не по всем временным осям рассматриваемого взаимодействия, а лишь по некоторым.
Из вышесказанного, надеюсь, становится ясна динамика, а также иерархия взаимодействий. А именно: квантовые реализации простейшего уровня объединяются (склеиваются) в контексте более сложных реализаций с более крупным масштабом квантования. И вот теперь, надеюсь, читателю уже становится ясной тема данной статьи: «Рефлексия – как механизм выявления и склеек ментальных состояний мультиверса.


6. Смысл рефлексии.

Итак, рефлексия – это склейка ментальных реализаций мультиверса. Никому, наверное, не придет в голову, что вызывая из памяти свои воспоминания, или какие-либо исторические факты мы непосредственно, физически, вмешиваемся в ход событий. Хотя, определённое вмешательство, по отношению к нашему существованию, конечно имеет место, раз речь идет о выборе. Мы присутствуем в прошлом духовно, но этому присутствию как и всему на свете, соответствует некоторое материальное взаимодействие. Полагаю, что следует определить склейки, осуществляемые в процессе рефлексии, как частичные, и отнести их к событиям, происходящим в ментальном времени.
Теперь подумаем над тем, какова может быть цель рефлексии? Для чего люди пытаются дать оценку пройденных решений и оценить свое действительное состояние? Думаю, ответ ясен – для того, чтобы оценить эффективность своей деятельности и адекватность своего восприятия действительности. То есть рефлексия является основой функционирования центра психики, контролирующего на сознательном уровне эффективность принятых решений и вырабатывающего стратегию на будущее.
Стратегия – это крупномасштабное планирование. Она требует крупномасштабных, смысловых обобщений происходящего. Смысловые обобщения – это склейка разрозненных реализаций сознательной реальности в протяжённые во времени и пространстве массивы бытия. Степень абстрагирования при этом определяется применяемыми критериями. Она может быть очень разной – от прагматической до философской и нравственной. Но, в любом случае, рефлексия – это механизм склейки, т.е. укрупнения ментальной реальности. Она способствует осознанию и оценке все более значительных отрезков нашего существования.
Развитие рефлексии можно представить себе как овладение все более и более абстрактными уровнями обобщений. А это соответствует умственному и нравственному развитию личности. Полагаю, привычка к рефлексии увеличивает масштаб квантования действительности, поскольку естественно связывать возрастающее абстрагирование со способностью «схватывать» в одной картине реальности большие куски ее изменений. В пределе, целью рефлексии является осознание и обобщение с различных позиций всего пройденного жизненного пути.
Характерной чертой рефлексии является продумывание альтернатив. Оценивая принятые в прошедшем решения, мы задумываемся о том, какие иные варианты нашего поведения были возможны и к чему это привело бы. То есть, по сути, мы выявляем в сознательной сфере другие варианты нашей личности. Альтернативные варианты личности выступают в нынешнем нашем мире как комплексы бессознательного. Таким образом, рефлексируя, мы склеиваем нашу сознательную индивидуальность с подсознательными содержаниями, т.е. выявляем их. Поэтому рефлексия является ничем иным, как осознанием нашей мультиличности. Логически развивая эти утверждения, можно сказать, что рефлексия вырабатывает общую стратегию мультивидуума и приводит к цельности характера.
Заметим, что масштабы рефлексивной склейки не ограничиваются личным жизненным временем и опытом человека. Они включают весь духовный багаж личности, а в пределе, и человечества. Ведь в процессе оценки нашего состояния мы, осознанно или интуитивно, привлекаем все знания, символы, этические и эстетические критерии, накопленные нами. То есть, сознание не заперто в процессе рефлексии в рамках мультивидуума. Оно имеет выход на весь исторический и пространственный ареал существования человечества, т.е. на мегавидуум.
Но мало того. Рефлексия имеет также выход и в трансцендентную сферу. В качестве критериев человеческой деятельности привлекаются архетипы, сформулированные религиями, хотя мы далеко не всегда это сознаём. Например, слыша в советские времена лозунги, типа: «Кто не с нами, тот против нас» или «Не хлебом единым жив человек…» или «Кто не работает, тот да не ест!» мало кто понимал, что это цитаты из Евангелия. Сотни таких формулировок заимствованы из религиозных текстов, а смысловых заимствований неизмеримо больше. Но осознание этой стороны рефлексии, конечно, зависит от степени включённости человека в контекст религии.

7. Покаяние, как конструктивная рефлексия.

Раз уж мы заговорили о религии, то очень полезно будет оценить роль покаяния, как разновидности рефлексии. Думаю, что многие неверующие читатели со мной тут не согласятся, но все равно, мои построения могут представлять для них интерес. Итак, что такое покаяние? Всякий верующий человек знает, что это критическое осмысливание своих поступков, основанное на привлечении максимально высоких нравственных критериев. Имеются в виду критерии божественного происхождения, данные нам в Священном Писании и в других духовных текстах.
Покаяние по всем параметрам соответствует понятию рефлексии, но имеет и некоторые дополнительные особенности, делающие его значимым и конструктивным. Дело в том, что смысловая основа рефлексии неопределённа. Рефлексировать можно в контексте любых, произвольно выбранных критериев. В покаянии же ориентиры чётко определены, они имеют нравственный смысл, заповеданный в Священном Писании. Я уже упомянул, что в качестве отправных критериев покаяния выбираются самые высокие, самые прочные и укоренённые в человеческой психике принципы. Их без колебаний можно назвать архетипическими, то есть структурообразующими для всего человеческого рода. Жизнестойкость и необходимость этих принципов доказана временем.
В соответствии с указанным свойством религиозных критериев проявляется их универсальность. Ведь они включены в контекст веры, а вера является обобщением всей духовной жизни человека. Поэтому в основу покаяния положены не какие-то умозрительные принципы, а жизненные переживания. Понятия, используемые церковью, интенсивно окрашены эмоциями, сопряжены с эстетической сферой, с почитанием предков, со всем, что дорого и свято для каждого человека. И наконец, очень важно то, что рефлексия покаяния отливается в совершенную форму молитвы и в таинство церковного Покаяния. Все это делает покаяние чрезвычайно эффективным орудием конструктивной перестройки личности.
Цель христианского покаяния – придти к итогу жизни максимально очищенными от всего негодного, мерзкого, оскверняющего Образ Божий, вложенный в душу человека при рождении. Предельно возможная для человеческого сознания склейка – это взгляд, охватывающий всю жизнь, просветляющий её светом Истины. Вероятно, таков был момент обращения спасшегося Разбойника, распятого рядом со Спасителем. Далеко не всем людям даётся счастье прижизненного покаяния, когда возможен ещё спасительный выбор посмертной реальности.
Однако, такой осмысленный финалистский подход характерен, как правило, для людей пожилых, обладающих зрелой психикой и занимающих в жизни отстраненную, т.е. несуетную позицию. Обычный принцип покаяния – это скорое, я бы даже сказал, спешное освобождение от осознанных прегрешений, что тоже очень важно. Этим вырабатывается привычка к душевной чистоплотности, что имеет большое значение для сохранения психического здоровья и жизненного благополучия.
Покаяние, как и рефлексия – это динамичный процесс, направленный на духовное развитие личности. Но и развитие личности, с другой стороны, стимулирует рефлексию. Процесс этот самоподдерживающийся, и при благоприятных условиях переходящий в лавинообразный. Результатом должно быть то, что религия называет обОжение человека, а для неверующих я затрудняюсь подобрать адекватный термин. Но, думаю, всем понятно, что это возможное состояние воплощает самые светлые и благородные мечты человечества. Так что, давайте рефлексировать, уважаемый Читатель, давайте каяться в своих ошибках, не будем стесняться этого! А самое главное – давайте искать правильные ориентиры! – Желаю Вам удачи на этом пути!


Июнь-июль 2007. Нюрнберг.



Рекомендуемые источники.

1. Менский М.Б. ,"Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов",УФН, т. 170, N6, 2000 г., стр. 631 - 648. Интернет-копия http://everettian.chat.ru/Russian/Mensky.html
2. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т. 175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
3. Гроф С. Холотропное сознание. Изд. АСТ. Москва 2002г. 269стр.
4. Костерин А.М. Ритмы Мультиверса. http://everettica.org/article.php3?ind=106
5. Костерин А.М. Масштабы чистой запутанности по различным временным осям. http://everettica.org/article.php3?ind=158
6. Лебедев Ю.А., Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил. Кострома, 2000 г. Интернет-копии http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm. и http://www.sciteclibrary.ru/books/text/titul.htm
7. Лебедев Ю.А. Феноменологический формализм описания взаимодействующих ветвей мультиверса, мультивидуума и явления «склеек ветвей мультиверса». http://everettica.org/art/Fen.pdf


Примечания.

1 Исходя из теории Эверетта, личность также должна расслаиваться в каждый момент в соответствии с альтернативой выбора. Однако, в целом, согласно расширенной интерпретации, она существует как квантовая система (как цельная мультиличность), т.е. суперпозиция всех возможных её выборов.

2 По моим представлениям, все взаимодействия деятелей осуществляются посредством единого поля, которое структурировано по разным временнЫм измерениям, в соответствии со сложностью этих деятелей (и взаимодействий). Различные структуры единого поля проявляются как разные известные нам поля. Условно я разбиваю доступные нам проявления единого поля на следующие виды: поля физического уровня, биополя и ментальные поля.

3 Под деятелем я понимаю систему любой сложности, выступающую как цельного участника взаимодействий. Деятели, будучи свободными, в контексте своего взаимодействия самобытно отражают мироздание, т.е. вносят свой вклад в копилку смыслов и состояний мультиверса. Вместе с тем, каждого деятеля можно рассматривать как элемент некоей более крупной системы.

4 Указанные свойства локальности и нелокальности временных и пространственных осей можно представить как основной их различительный признак.


5 Например, человек реализует ментальные, биологические и физические взаимодействия, которые отражаются в формируемой им картине мира.

6 Понятие запутанных состояний – это один из вариантов квантового языка, описывающего многомирие. В эвереттике более распространено понятие памяти волновой функции. Однако оба языка описывают одни и те же свойства квантового мира.

7 То, что человек на своем уровне выбора реальности может использовать много уровней квантования подтверждает, например перечисление доступных ему носителей смыслов. Это физические носители (вплоть до элементарных частиц), магнитные носители (наноструктуры), электромагнитные колебания в диапазоне от гамма частот до сверхдлинных волн, звуковые колебания, макроносители текстов (книги, свитки и т.д.). В формировании смыслов участвуют биосистемы (например – язык, зрение, обоняние, слух, руки, лицо, фигура и т.д.) и ментальные системы, составленные из слов на любом языке и образов. И все эти механизмы выстраиваются в последовательность восприятия благодаря иерархии квантования.

Поступила 29 июля 2007 г.