Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Гуларян А.Б.

Календарные системы как эвереттическая проблема

Во время одной из телевизионных дискуссий академик А.Б.Мигдал произнес замечательную фразу: "Чудо – это то, что не сводится к элементам". Этой фразой он определил основное свойство человеческого познания и одновременно его ограниченность. Современная так называемая "позитивная" наука целиком построена на принципе редукционизма. Это принцип познания, анализирующий природные системы как совокупность составляющих их элементарных объектов: кварков, хромосом, галактик. Человеческое познание – это разъятие изучаемого явления на элементы и изучение его структуры. То, что не имеет структуры или не поддается такому разложению – не познаваемо для человеческого интеллекта, то есть чудо.
В большинстве случаев человек представляет себе мир в виде логически построенной системы. Так, в мифах древних греков Космосу противопоставляется Хаос. Первоначальное состояние мира – бесструктурный, неорганизованный, и потому непознаваемый Хаос, в котором смешаны тьма и свет, верх и низ, земля и воздух. Из этого Хаоса зародился определенным образом организованный, а значит познаваемый Космос, который по представлениям греков имел форму яйца.
Современная картина Вселенной гораздо сложнее древнегреческой. Но, все равно, она представляет собой очень строго упорядоченную структуру на микро-, макро-, мега-уровне. В учебнике "Введение в философию" по этому поводу сказано: "В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними"[1].
Наука утверждает, что на различных уровнях материя имеет четкую организацию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы и звезды, галактики, Метагалактика. Более того, в нашем, человеческом восприятии, структура Вселенной и человеческого сознания является единственным объектом нашего познания. Что бы мы ни изучали – вновь открытые частицы микромира, или объекты на окраине Метагалактики или свойства самого человеческого разума – мы везде изучаем в первую очередь совокупность составляющих их элементарных объектов. За пятьдесят тысяч лет развития нашей цивилизации мы привыкли считать этот мир однозначным, хотя сами сообщаем ему однозначность. Фраза великого афинского софиста Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю" - воспринимается нами как чудачество.
Противоположный редукционизму метод – анализ систем как целого. В последнее время наметилось движение в сторону новой гносеологической парадигмы, прочь от редукционизма. Возникли кластерный анализ[2], фрактальная геометрия [3], нелинейная динамика [4]. В физике отход от редукционизма начался после появления теории Хью Эверетта (Everett, 1957)[5]. Этот физик, предложивший свой вариант решения формул квантовой механики, отличное от копенгагенской школы, утверждал, что в мире реализуются все возможные события. Правда, каждое - в своей собственной Вселенной.
Идея Эверетта была столь оригинальной, столь парадоксальной, но, вместе с тем, безукоризненно логичной (к тому же ее публикация состоялась в очень солидном физическом журнале Reviews of Modern Physics, читаемым элитой современной физики), что, как бы лично ни отнесся каждый из признанных физиков к идейной стороне выдвинутой Эвереттом концепции, сам факт научности понятия физического многомирия стал неоспоримым.
Число возможных Вселенных эвереттовского Мультиверсума оценивается последователями этой теории по-разному. Де-Витт оценивает число подобных вселенных в гугол – 10^100 [6] . Ю.А.Лебедев считает эту цифру сильно заниженной, и оценивает число возможных эвереттовских ветвлений (суперпозиционных ψ-функций) нашей Вселенной в 10^100000000000000000000000000000000 , для которого в математике нет даже названия [7]. Это, конечно, намного меньше, чем бесконечность, но намного больше, чем общее количество элементарных частиц во Вселенной (а это упомянутый выше гугол). На что и указали автору данной статьи во время обсуждении данной проблемы на одном из форумов Альтернативной истории [8]. Действительно, с точки зрения рационального мышления здесь логическая апория. С каждым событием число Вселенных увеличивается. При этом не понятно, откуда берется материя для этих новых Вселенных, если не использовать средневековый принцип креационизма (Бог из ничего создал что-то). Выход из этого затруднения достаточно прост: достаточно признать, что все возможности реализуются по Х.Эверетту, но не в ветвящихся, а в одной и той же Вселенной.
Это утверждение выглядит достаточно сумасшедшим, чтобы (по Нильсу Бору) оказаться истиной. В самом деле, не является ли утверждение непредставимого (10^100 - 10^100000000000000000000000000000000 ) количества Вселенных попыткой Хью Эверетта и его последователей протащить в новую парадигму "старый добрый" редукционизм?
Чтобы снять вышеуказанное противоречие, следует признать, что каждая элементарная частица гугола, из которого состоит наша Вселенная – поливалентна и может одновременно образовывать связи со множеством других объектов. Тогда под эвереттовской "ветвью" Вселенной мы должны понимать конкретную систему связей этих элементарных частиц. И при образовании новой системы связей старая никуда не исчезает, а для новой ниоткуда ничего нового не появляется. Образно говоря, из 32 букв алфавита (а у нас гугол частиц!) можно составить тысячи слов и написать сотни тысяч текстов. Более подробно этот феномен рассмотрен автором в другой статье - "Феномен избыточности в различных информационных системах" – помещенной на сайте Российского междисциплинарного семинара темпорологии при МГУ им. М.В.Ломоносова [9]. Аналогичную точку зрения высказал Ю.А.Лебедев в электронном письме автору статьи от 30.10.2006 г.
Сложнее с макро-уровнем. Но и здесь, если отказаться от редукционной однозначности окружающего, и непредвзято рассмотреть вещи, мы обнаружим себя в мире, в котором одновременно реализуются все возможности. Прямо за порогом нашего дома начинается непривычный для нас мир – мир Хью Эверетта. В качестве наиболее убедительного примера можно взять такое привычное для всех людей явление, как календарь.
Изучением календарных систем занимаются две науки – историческая хронология и математическая хронология. Последняя обосновала невозможность создания идеального календаря. Дело в том, что календарь пытается синхронизировать три астрономических цикла: обращение Земли вокруг своей оси (солнечные сутки, = 24 часа, звездные сутки = 23 часа 56 минут), обращение Луны вокруг Земли (месяц = 29 суток, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды), обращение Земли вокруг Солнца (год = 365 суток, 5 часов, 51 минута, 36 секунд)[10]. Все три астрономических явления между собой независимы и не соизмеримы друг с другом. То есть, создать абсолютно точную систему счета времени совершенно невозможно. По разному согласуя между собой сутки, месяц и год, люди получили различные виды календарей. Здесь работает принцип Хью Эверетта – реализуется любое возможное решение. Каждое – в своей собственной культуре.
В календарных системах древних народов условно согласовывались между собой сутки и месяц или сутки и год. В первом случае был создан лунный календарь, во втором случае – солнечный. Комбинирование этих двух систем привело к появлению лунно-солнечной системы счета времени, в которой сутки и месяц согласуется с годом.
Древнейшие календарные системы возникли в IV-III тыс. до н.э. в Вавилоне и в Древнем Израиле. Это были лунные календари, в которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, то есть он был короче тропического на 11 суток. Поэтому лунные календари оказались очень неудобными для земледельческих народов, поскольку начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому, стали периодически вводить дополнительный тринадцатый месяц. Таким образом, были созданы лунно-солнечные календари Ассирии, Древней Греции, Древнего Рима и Китая [11].
Например, в Древнем Риме с VII в. до н.э. употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Поскольку суеверные римляне боялись четных чисел, каждый месяц состоял из 29 и 31 дня. С целью приближение календаря к тропическому году стали вводить дополнительный месяц – марцедоний, равный 20 суткам. Однако несоответствие между римским календарем и тропическим годом это не устраняло. Тогда жрецы-понтифики стали прибавлять марцидоний два раза в четыре года (по 22 и 23 дня), так что средний год стал равен 366 суткам. К I веку до н.э. римляне настолько запутали свой календарь, что назрела необходимость его реформы, проведенной по инициативе Юлия Цезаря [12].
Древнейший солнечный календарь появился в Древнем Египте в IV тыс. до н.э. Египетский календарь родился из наблюдений за разливами Нила и движения по небу звезды Сотис (Сириус): в дни летнего солнцестояния ее можно было видеть на востоке в течение нескольких минут перед восходом Солнца. Но, поскольку звездные сутки короче солнечных, появление Сириуса со временем стало опаздывать по отношению к солнцестоянию [13].
Продолжительность египетского года равнялась 365 солнечных суток, или 12 месяцев по 30 дней, плюс 5 дополнительных священных дней. Этот год короче тропического на ¼ суток. Дополнительного дня, как в Юлианском и Григорианском календарях древние копты не вводили, и их календарь был блуждающим. За 4 года разница между тропическим годом и древнеегипетским календарем составляла сутки, за 120 лет – месяц, через 1460 лет – один год (1460 тропических = 1461 египетских). Период в 1461 год назывался у древних коптов Годом Сотиса или Великим Годом [14]. Они трудолюбиво копили набегающую между их календарем и истинным годом разницу, пока у них не получался целый лишний год. Целый год Египет праздновал: сжигали живьем в гнезде, сплетенным из пальмовых листьев, орла с раскрашенными крыльями (Птица Феникс). Отпускались на волю все рабы, открывались государственные зернохранилища, отменялись все работы. Египет просуществовал так долго, что успел отметить три Года Сотиса.
Современный международный календарь является солнечным. Первоначально в этом качестве использовался Юлианский календарь, рассчитанный александрийским астрономом Созигеном. Юлий Цезарь привел время в порядок, но при этом убил Феникса навсегда… Но и Юлианский календарь оказался неточным на 11 минут и 14 секунд. С 1582 года в католической Европе, а потом и во всем мире стал использоваться Григорианский календарь, рассчитанный итальянским астрономом Аллоизием Лиллио. Лунный календарь до сих пор употребляется в мусульманских странах и в Индонезии. Христианская церковь пользуется им для расчетов дней переходящих праздников, главным из которых является Пасха. Известны две разновидности лунных календарей: свободная (блуждающая) – связана с исламом, и связанная (лунно-солнечная) – связана с буддизмом.
Таким образом, мы видим, что попытка придать однозначность неоднозначному по своей природе явлению взаимодействия трех астрономических циклов привело, в духе Хью Эверетта, к появлению веера возможных решений в различных человеческих культурах. Возможность формальных эвереттических склеек между календарями Ю.А.Лебедев обсуждал в докладе на конференции посвященной Велимиру Хлебникову [15]. Множественность календарных систем, на мой взгляд, лучше всего иллюстрирует недостаточность сформировавшегося в гносеологии подхода (дать однозначное толкование неоднозначным процессам) для решения проблем современного познания. Отсюда можно сделать вывод, что словосочетание "неоднозначная реальность" не есть лингвистический оксюморон, и наше существование в ней – это пример того, что эвереттичность Бытия не "кунштюк яйцеголовых", а просто открывающаяся нам новая грань "прозы жизни".

Источники и примечания

1. Введение в философию. Т.2. С.55.
2. Область математики, изучающая методы классификации систем, объектов и их состояний.
3. Геометрия внутреннего подобия, повторения большого в малом.
4. Область теоретической физики, изучающая поведение сложных систем, которые (например, турбулентное движение) нельзя описать линейными уравнениями.
5. Everett Hugh III, "Relative State" Formulation of Quantum // Mechanics, Reviews of Modern Physics, v.29,n.3, july 1957, p.454 – 462.
6. Гарднер М. Путешествие во времени. М.:Мир.1990. с.23
7. Данная оценка содержится в неопубликованном приложении к роману Ю.А.Лебедева "Три выбора", http://ukamina.com/books/3vibora.html. Текст этого приложения стал известен автору статьи из электронного письма Ю.А.Лебедева (e-mail от 24.09.2005 г.) и используется с согласия автора романа.
8. http://alternativa.borda.ru/?1-19-0-00000010-000-0-0-1149250430
9. http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/gularyan_fenomen.pdf
10. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., Просвещение, 1984. С.81-82.
11. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Указ. Соч. С.83.
12. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Указ. Соч. С.84.
13. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Указ. Соч. С.84.
14. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Указ. Соч. С.83.
15. http://avantgarde.narod.ru/beitraege/bu/doski/jul.htm

Поступила 05.11.06